Актуальное интервью. В обществе должен существовать энергетический патриотизм - председатель НАЭР Игорь Черкашин

председатель НАЭР Игорь ЧеркашинЭнергоемкость ВВП Украины в разы превышает уровень не только развитых высокотехнологических стран, но и некоторых наших соседей, той же Польши, Венгрии. Соответственно, рост объемов производства провоцирует постоянный рост импорта энергоносителей в Украину.

Не случайно, Правительство нынче остро ставит вопрос об усилении государственной политики эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и создания эффективно действующей системы государственного контроля в этой сфере.
О политике энергосбережения и энергоэффективности корреспондент УКРИНФОРМа ведет беседу с председателем Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов Игорем Черкашиным.

- Необходимость внедрения энергоэффективных проектов в Украине признают все и не первый год, однако, до сих пор отечественная экономика остается слишком энергоемкой. Что именно мешает нам перейти от затратного производства к экономному - инерция мышления, газовое лобби, нехватка средств?

- Наше общество "избаловано" газом. Длительное время в Украине действовало неписаное правило: меры по энергосбережению и энергоэффективности не являются обязательными для конкретного субъекта хозяйствования. Соответственно, отсутствие ответственности за невыполнение влечет за собой невыполнение, ведь рассчитывать исключительно на высокую сознательность не приходится.

Отсюда у нас два пути: или поднимать сознательность населения в сфере энергоэффективности и ждать, когда общество начнет требовать от государства и владельцев предприятий осуществления новой политики в этой сфере, или же идти путем жесткого администрирования, усиления ответственности за несоблюдение решений, направленных на сокращение потребления энергоресурсов.

По моему мнению, учитывая нынешнее положение вещей, оба варианта для нас в чистом виде является неприемлемыми.

Поэтому предлагается определенный симбиоз. Государство должно осуществлять комплекс мер по формированию вполне конкретного энергетического патриотизма в обществе (патриотизм как стремление к экономической независимости государства) и, в то же время, прибегать к мерам администрирования, в частности, к установлению на законодательном уровне административной ответственности за неэффективное использование энергетических ресурсов, к нормированию удельных расходов энергоресурсов на единицу продукции, постепенно переходя к внедрению энергостандартов.

- Что будут означать такие энергостандарты?

- Без них мы просто не сможем определить критерии энергоэффективности при производстве конкретного вида продукции (услуг). Нынче в НАЭР начата разработка и внедрение первых 15 стандартов и технических регламентов в сфере энергосбережения и энергоэффективности на наиболее энергоемкие и социально значимые виды продукции.

Реально же в экономике должны действовать 200-250 энергостандартов, чтобы возможно было охватить приблизительно 80 процентов экономики страны, прежде всего в ее наиболее энергоемких отраслях. Те предприятия, которые не будут придерживаться энергостандартов при выпуске определенной продукции, вынуждены будут или внедрять другие, энергосберегающие технологии, переходить на альтернативные виды топлива, или же останавливать конвейер.

- С начала 2009 года в стране осуществляется мониторинг объемов высвобождения природного газа на предприятиях. Насколько уменьшилось потребление газа, за счет чего?

- Мониторинг перехода на резервные виды топлива, который осуществляется по поручению Премьер-министра Ю. Тимошенко, показывает, что уже сформировался достаточно значительный пул предприятий, которые практически с начала 2009 года работают именно на резервных видах топлива, отойдя от газовых схем. Есть, конечно, уменьшение использования газа и за счет сокращения объемов производства.

Максимального уменьшения достигли на 44-46 млн куб. м. в сутки. Но это только на тех предприятиях, где осуществляется мониторинг. Пока такие меры проводятся силами только нашей инспекции, но это не совсем ее задача, к тому же не хватает технических средств измерения.

Поэтому НАЭР предлагает создать Единую государственную систему мониторинга. Мы стремимся к объединению ведомственных, отраслевых систем контроля в единую государственную, чтобы иметь возможность видеть в режиме реального времени, что же происходит с энергопотреблением по всей территории государства, принимать оперативные решения.

Для этого не нужно значительных бюджетных средств. Мы предлагаем объединение уже созданных систем контроля в единый центр, упорядочение процессов обмена данными, внедрение обязательности предоставления информации из ведомственных источников в общегосударственную систему.

Сейчас мы совместно с Госкомстатом и НКРЭ создали рабочую группу и разрабатываем технические задания по созданию такой системы.

- Какие задачи стоят перед НАЭР на ближайшую перспективу?

- В этом году задачи достаточно амбициозные. Прежде всего, мы должны достичь кардинального изменения структуры энергопотребления с переходом на альтернативные виды топлива, на восстанавливаемые источники энергии.

По совокупным показателям, Украина владеет ежегодным энергетическим потенциалом в 79 млн тонн условного топлива, которое равно 70 млрд кубометров природного газа. В то же время, в стране используется менее 1 процента возможностей альтернативных источников энергии. Но это общий потенциал, он не имеет привязки к конкретным регионам, к конкретным видам топлива.

Поэтому поставлена задача создать реестр конкретного ресурса, например, относительно потенциала по производству биогаза. Областные администрации должны предоставить исходные материалы. Если они на самом деле заинтересованы в привлечении инвестиций, то должны сделать это как можно основательнее. Для бизнеса мы должны создать точную карту ресурсов по стране, чтобы он не расходовал время и средства на поиски, на подготовительный период.

Подобным образом в Минуглепроме и Минприроды прорабатывается реестр и по шахтному газу - метану. Потенциал здесь у нас колоссальный, к тому же, в мире есть достаточно примеров использования этого вида топлива.

- Каковы перспективы использования в Украине альтернативных и восстанавливаемых источников энергии? Почему об этом много говорят, но до практического использования дело не доходит?

- Понимаете, эти виды энергетики не являются прибыльными, к сожалению, но это уже признано в мире. Только богатые страны могут позволить себе осуществлять такие проекты. А в нашем случае, когда вся экономика "сидит на газовой трубе", есть резон активно применять биогаз, строить биогазовые заводы.

Биогаз будет доводиться до 93-94% содержания метана, что позволит его приравнивать к природному газу. В таком качестве этот биогаз можно использовать как для отопления, так и для бытовых нужд. Кстати, что важно, это не требует значительной модернизации газового хозяйства. Наиболее перспективными нынче признаны биогазовые проекты с использованием отходов сельхозпроизводства. Это интересные и сравнительно несложные технологии. В Украине уже осуществляются проекты строительства биогазовых заводов при участии шведских, немецких инвесторов.

В частности, на днях у меня состоялась встреча с представителями шведских компаний, которые намерены инвестировать в строительство заводов по производству биогаза в Украине около 20 млрд грн. Предусматривается, что на начальном этапе таких предприятий будет построено около 10.

Есть также проекты на базе спиртовых заводов наладить производство биоэтанола, биогаза и биодизеля, на одной промплощадке.

- Много говорят о том, что в Украине существует перепроизводство электроэнергии, мы экспортируем ее, хотя и недостаточно. Возможно ли переориентирование потоков электроэнергии на внутреннее потребление?

- Здесь приходится учитывать три основных параметра: мощности генерации, мощности магистральных линий электропередачи и распределительных сетей. Так сложилось, что в Украине магистральные линии передач имеют большую мощность, они находятся в лучшем состоянии, чем распределительные сети. Соответственно, нынче проще заниматься переброской энергии, чем ее доставкой к нашему внутреннему потребителю.

Прямой выход на Запад позволит украинской энергетике работать более сбалансировано, ведь у нас созданы мощности генерации, особенно в атомной энергетике, которые невозможно останавливать в маневровых режимах. Поэтому излишек генерации у нас существует и его нужно направить на внешний рынок (хотя для этого нужно поднимать качество электроэнергии до требований европейского потребителя).

А для расширения внутреннего потребления электроэнергии следует создать внутренний рынок. В частности, осуществить переход от газовых схем в металлургии к электросталеплавильному производству, которое может быть перспективным для Украины. Второе направление - это ЖКХ и жилищный сектор, замена газовых плит на электрические, переход с водяного элеваторного отопления на электрическое. Нужно менять стандарты в строительстве.

- Что для этого должно быть сделано?

- Минрегионстрой имеет поручение в этом году разработать стандарты новых проектных решений со схемами электрического отопления, использования электроплит.

Нынче много говорят о социальном, доступном жилье, но мало кто задумывается над тем, что оно до сих пор строится как достаточно энергорасходный объект. Владелец покупает квадратные метры и не знает, в какую сумму ему обойдется их содержание, отопление.

Мы считаем, что цена жилья должна зависеть не только от количества метров или его местоположения, но и от уровня энергоэффективности. Это должна быть не бетонная коробка, а современный дом с конкретными качественными характеристиками. Нужно, чтобы дом имел энергопаспорт в дополнение к техническому паспорту.

Олег Олейник УКРИНФОРМ
powered by CACKLE
© 2008-2012, Association «FEEI».