"До конца года мы заставим страну работать по счетчику" - Игорь Черкашин

24/04/2008

Очередное подорожание газа заставило правительство вновь задуматься над вопросами энергосбережения. О новой политике Кабмина в этой сфере в эксклюзивном интервью «k:» рассказал председатель Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов (НАЭР) Игорь Черкашин.

k: Недавно глава государства подверг критике работу нацагентства, назвав ее неэффективной. Почему за два года существования ведомства в его активе нет заметных достижений? И есть ли в таком случае необходимость в такой структуре?

И.Ч.: На агентство возложены колоссальные функции по обустройству государства с точки зрения энергоэффективности, а мощностей для этого мало. 105 человек аппарата одновременно разрабатывают законодательные инициативы, осуществляют контрольные функции и создают регуляторные нормы. На этой неделе мы получили первые выкладки отчетов по нормо-часам рабочего времени — только инспекторов нам необходимо более 800 человек. Кроме того, имеющиеся сотрудники не обеспечены элементарными приборами контроля. На всю Украину мы имеем только один современный тепловизор — устройство, позволяющее дистанционно определить энергоэффективность объекта. Из-за этого продолжают действовать старые «бумажные» методы оценки энергозатрат, где многое зависит от человеческого фактора.

k: Иными словами, вы намерены добиваться увеличения финансирования агентства?

И.Ч.: На увеличение содержания инспекции нам понадобится дополнительно 19 млн. грн. Собираемся инициировать внесение соответствующих расходов в смету бюджета-2009.

k: Одна из задач НАЭР, оговоренных программой приоритетных действий правительства, — до конца 2008 года создать «систему экономической мотивации повышения эффективности использования энергоресурсов». Как вы собираетесь ее решать?

И.Ч.: Пока что запущен всего один реально действующий механизм мотивации — удешевление ставки по кредитам предприятиям, внедряющим энергосберегающие технологии. В этом году на эти цели предусмотрено 13 млн. грн. В проекте изменений к госбюджету на 2008 год мы хотим, чтобы Кабмин увеличил эту сумму до 95 млн. грн. В данном случае мы не просим денег из «социального кармана», а просим перераспределить их от нерадивых пользователей энергии к добросовестным. Бюджет на удешевление процентов по кредитам формируется из штрафных санкций, уплаченных предприятиями, превышающими нормы энергопотребления.

k: НАЭР получило право перечислять суммы уплаченных штрафов на специальный счет с 1 января 2008 года — с момента вступления в силу Закона «Об энергосбережении». Сколько сегодня составляет фонд энергетического сбора?

И.Ч.: К 1 апреля сумма штрафов на счету достигла 1,8 млн. грн., с учетом того, что Госказначейство открыло счет, на который перечисляются санкции только 24 марта. Учитывая, что инспекция контролирует предприятия с большим потреблением энергоресурсов (более 10 тыс. т условного топлива), в список оштрафованных попадают ведущие предприятия тяжелой промышленности, крупные теплоэнергосети, крупные промышленные — угледобывающие, — энергетические компании.
А вообще нужно начинать с малого. Первое, что я сделал в своем кабинете, как только впервые сюда зашел, — сменил лампочки накаливания на энергосберегающие. А через неделю после назначения специалисты НАЭР разработали и внесли на рассмотрение Кабмина проект распоряжения о запрете использования уже с 1 января 2009 года ламп накаливания в бюджетной и коммунальной сферах. Учитывая, что срок окупаемости такой лампы три-четыре месяца, мы просим Минфин использовать средства из фонда, направленные на оплату электроэнергии, на закупку этих ламп. Я предложил начать внедрение энергосберегающих технологий с Дома правительства. Второй проект распоряжения, которое сегодня находится на согласовании в Кабмине, касается запрета потребления электроэнергии сетями наружного освещения без установки приборов учета. В Украине, а особенно это характерно для малых и средних населенных пунктов, убитые сети наружного освещения, но они официально не отключены от сетей электропоставляющих организаций. Плата за них взимается по установленной мощности, независимо от того, есть освещение или нет. На этой теме хорошо наживаются энергетические организации. В спайке с местным бюджетом интересным образом осваиваются бюджетные средства. А свет в итоге не горит. На европейском уровне освещены только Киев и Донецк, все остальные населенные пункты «живут» на уровне Лапландии. А деньги-то списываются. До 1 января 2009 года мы заставим страну работать по счетчику.

k: Законом о госбюджете-2008 правительство приостановило действие ряда налоговых льгот, которые энергосберегающие предприятия получали согласно Закону «Об энергосбережении». Намерены ли вы добиваться их восстановления?

И.Ч.: Пока что реализация этих идей находится в подвешенном состоянии, до конца не урегулирован вопрос их финансирования. Закон никто не отменял, но порядок применения льгот не согласован рядом заинтересованных министерств. Сегодня все в воле Минфина и Минэкономики.

k: Еще один приоритет НАЭР — обеспечение реального увеличения доли альтернативных источников энергии в топливно-энергетическом балансе государства. О каких программах идет речь?

И.Ч.: Премьер расставила приоритеты в реализации программы биотоплива: в первую очередь биогаз, затем биоэтанол и в последнюю очередь биодизель. Производство последнего — наиболее дискуссионный и неоднозначный вопрос. В нашей стране биодизель еще неконкурентоспособен, конкурентоспособность так называемых «кустарных» производителей достигается спекулятивными методами: не соблюдаются технологии производства и утилизации отходов. Случается, когда под видом удобрений остаточным глицерином поливаются поля. Вопрос заключается в том, что поставить за цель: снабжение Европы или снабжение Украины. Если мы говорим о снижении своей зависимости от российской нефти, то должны определить те объемы и приоритеты энергобезопасности, которые необходимы для страны, — нужды МО, МВД, МЧС, посевная и уборочная кампании Минагропрома. Либо же мы можем закупать традиционное топливо по более дешевой цене, нежели производство биодизеля. С другой стороны, имеет смысл разрешить строительство заводов по производству биодизеля так называемого третьего поколения на территории Украины, однако тут возникает другой вопрос: куда пойдет готовая продукция? Западные компании готовы строить у нас такие заводы при условии, что производимое топливо будет вывозиться за рубеж. Но выгодно ли это Украине?

k: Почему первоочередной задачей правительство определило производство биогаза?

И.Ч.: Его можно напрямую использовать в системах отопления для коммунальных нужд. К тому же сырьевая база для производства этого вида энергии — дармовая, в отличие от биодизеля она — вторичная, то есть является остатком какого-то производства или жизнедеятельности, взять тот же силос. Сегодня рассматриваются вопросы строительства газовых заводов, специализирующихся на вторичном сырье сахарозаводов, спиртзаводов, птицефабрик. Мы заканчиваем отработку всей сырьевой базы в масштабах страны под биогаз и предлагаем это потенциальным инвесторам. Таких пилотных проектов уже три, предложенные американской, шведкой и немецкой компаниями. Как только Кабмин одобрит наши предложения, мы приступим к внедрению этих пилотных проектов.

k: Сейчас правительство рассматривает возможность подчинения вашего нацагентства Минтопэнерго. Как вы относитесь к этой инициативе?

И.Ч.: У Минтопэнерго управленческие функции, а у нас, среди прочих, есть и контрольные. На сегодня Национальное агентство по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов — регулятор со специальным статусом. Скажем, аналогичный статус имеют ГНАУ и Гостаможслужба, подчиненные Минфину. Но в отличие от этих структур, которые не контролируют Минфин, мы полномочны проверять предприятия, находящиеся в структуре Минтопэнерго. Выходит, предлагаемое подчинение агентства топливному министерству нарушает целостность государственного управления и контроля. Премьер приняла наши аргументы и временно отложила рассмотрение этого вопроса. Более того, чтобы и в дальнейшем снять недоразумения, связанные со статусом агентства, мы инициировали разработку закона о НАЭР.

Источник: газета "КОММЕНТАРИИ"

powered by CACKLE
© 2008-2012, Association «FEEI».