Энергоэффективность - декларация или реальность?

17/06/2011
оригинал статьи (pdf)

Энергоэффективности в Украине в последние годы уделялось большое внимание со стороны государства, и это не замедлило сказаться на активности в данной сфере. Возьмем только прошлый год: прошел Международный экономический саммит с участием Президента Украины в г.Донецке, на котором одной из главных тем была энергоэффективность, проведены две всеукраинские тематические выставки, множество круглых столов и конференций, в том числе и по инициативе зарубежных посольств.

Нормативно-законодательная база, регламентирующая энергоэффективность, пополнилась таким стратегическим документом как "Программа энергоэффективности на 2010-2015 года" (далее Программа). Также недавно ВР принят Закон "Об Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года" (далее Закон), в котором наметился очевидный погресс: наконец, и в нашей стране увязаны экология с энергоэффективностью, что давно сделано в мире. Например, указано, что при разработке программ научного и инновационного развития необходимо учитывать потребность в рационализации и оптимизации природопользования, в частности, технологической переоснастки производства путем энергосбережения, развития возобновляемых и альтернативных источников энергии, а также увеличения объема использования источников энергии с низким уровнем выбросов двуокиси углерода.

Казалось бы, при таком внимании к данной сфере за энергоэффективное будущее экономики Украины можно быть спокойными, но... Внимательное ознакомление с этими документами и рядом других сильно настораживает. Вышеупомянутая Программа содержит несколько принципиальных структурных ошибок и неверных концептуальных подходов, и те несколько дополнений и изменений, которые в нее уже успели внести, ситуацию не исправили.

Например, для любого думающего человека, не говоря уже о профессионалах, понятно, что относится к "возобновляемым источникам энергии". Это солнце, ветер, вода, тепло земли. Но в Программе заложено более миллиарда гривен, направленных на финансирование работ по проектированию возобновляемых источников энергии. Видимо, эти творения Природы или Всевышнего кого-то не устраивают, либо предполагается взыскать за своевольное, без утверждённого проекта, создание. В Законе пошли дальше - заложили задачу развития возобновляемых источников энергии. Возможно, ирония в таких серьёзных вещах неуместна, но перефразируя известного поэта получим, что эти люди заставят солнце светить ярче!

Некоторые декларируемые в документах цифры иначе как "амбициозными" не назовешь. Впечатляет увеличение объёма использования возобновляемых и альтернативных источников энергии на 25 процентов до 2015 года и на 55 процентов до 2020 года от базового уровня. Вот только читая дальше слова "от базового уровня" получаешь всю горечь разочарования. Если сейчас базовый уровень возобновляемой энергетики по разным оценкам составляет от 0,7 до 0,9 процентов, то не достигнуть и 1,5% к 2020 году по истине "амбициозные" планы. Зачем нужны тогда многомиллиардные государственные программы? Только для обоснования списания бюджетных средств?

Если в программных документах заложены такие стратегические ошибки, то что говорить о нормативных документах, которые реализовывают тактическое выполнение?

Как раз к таким нормативным документам относится Постановление № 444 КМУ, принятое еще в 2008 году и регламентирующее ввоз в Украину энергоэффективного оборудования и материалов, аналогов которого в нашей стране не производится. При этом даются преференции - таможенные льготы и освобождение от ввозного НДС. До недавнего времени Постановление исполнялось вполне корректно и действительно стимулировало ввоз энергоэффективного оборудования. Постепенно ситуация менялась, а 24 января 2011 года принято Постановление №36 КМ, которым в очередной раз увеличен перечень такого оборудования. Мало того, что список пополнился "ленточными конвейерами", аналоги которых успешно производятся в Украине, так в него попали металлоконструкции и крепежные элементы (метизы). Т.е. наши чиновники на полном серьезе считают, что где-то в мире прогресс дошел до того, что уже производятся "энергоэффективные" шестигранные болты и гайки, рейки, стойки и именно таких, что оказывается, нужно завезти их в страну аж на 43 млн.евро. Таким образом, только на ввозе металлоконструкций и метизов бюджет недополучит более 80 млн. грн. ввозной пошлины и НДС. Потери бюджета вызванные необоснованным ввозом оборудования, аналоги которого производятся в Украине, идут на сотни миллионов.

Пополнение списка импортным оборудованием, аналоги которого выпускаются в Украине мало того, что выхолащивает первоначальный принцип Постановления № 444 давать льготы только на такое оборудование, которое не производится в Украине, но и ставит отечественного производителя в худшие условия. Если завозимый аналог при всех других равных условиях освобождается от ввозной пошлины и НДС, то кто будет покупать "свое" заведомо дороже?

Разница в подходе к вопросам энергоэффективности в Украине и за рубежом принципиальная: за декларациями у нас редко доходит до практического воплощения. В той же Европе, прежде чем выдать директиву, оценивается потенциальная возможность, вырабатывается стратегия, разрабатывается план действий, назначаются даты реализации. Если жизнь вносит коррективы, то вносятся изменения в директивные документы. Мы же декларируем много, а выполняем мало. Например, еще в 2006 году абсолютно правильно было решено, что нужно переходить от нормирования расходов энергоресурсов к стандартам энергоэффективности, но с тех пор еще ни один(!) стандарт из первого десятка, разработка которых начата в 2008 году, не был доведен до внедрения. Второй пример: в "Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года" принималась в расчет установка ветрогенераторов мощностью 1 МВат, а сегодня от инвесторов поступают предложения о монтаже такого оборудования от 2,5МВат и выше! Это замечательно, но кто позаботится об изменении соответствующих значений в программном документе?

Безусловно, у нас есть специальные органы, которые должны вносить подобные предложения, но после админреформы НАЕР странно трансформировался, получил не вполне корректное название: "Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины" и невнятные функции. Мало того, что о возобновляемой энергетике забыли, так еще и законодательная инициатива в функциях не просматривается, так как статус агентства данные полномочия, строго говоря, не предусматривает. К тому же само словосочетание "энергосбережение Украины" не корректно: в понятие "государство" входит много составляющих, которые не могут быть "энергоэффективными" по определению. А участь Государственной инспекции по энергосбережению, реально дееспособного органа оказалась плачевна. По прошествии 15 лет работы, она ликвидирована, для передачи функций другому органу потребуется не менее года работы над нормативными актами. Будет явно не до самой энергоэффективности.

Как подтверждение, появился новый поворот событий с Постановлением КМУ №444. Как сказано в Постановлении КМУ №80 от 9 февраля 2011г. вносятся изменения, заставляющие задуматься о преднамеренном вредительстве с одной стороны и желанием скрыть правду о получаемых льготах с другой стороны. Первая новелла - полномочия Государственной инспекции по энергосбережению по проведению государственной экспертизы проектов и последующего контроля за реализацией проектов переданы существующему только в Указе Президента Государственному агентству по энергоэффективности и энергозбережению Украины. Органу, который не имеет ни штата, ни бюджета, ни соответствующей нормативной базы. Таким образом экспертизу должны проводить на всю Украину три руководителя этой структуры. Фактически идет речь о абсолютном ручном управлении и колоссальными возможностями для коррупционных действий. Вторая новелла - из перечня оборудования убираются пункты таблицы, в которых указываются количество, стоимость оборудования (материалов). Таким образом общество будет лишено права знать какую сумму пожертвовал бюджет на конкретный проект и какое количество "энергоэффективных болтов" планируется завести.

Вот и получается, что мало того, что стратегия и тактика в данной сфере в последнее время не вполне соответствует своей важности в государственном масштабе, отсутствует профессионализм в оценке ситуации и определении приоритетов, но даже такую политику в государстве реализовывать и контролировать по-большому счету некому. На сегодня первыми руководителями этого направления являются чиновники, не имеющие даже технического образования. Как можно заниматься отбором технических решений и определять технические приоритеты, будучи далекими от базовых технических знаний? Остается надеяться на здравый смысл тех, кто несмотря ни на что, инвестирует в сферу энергоэффективности, внедряет энергоэффективные технологии и проводит энергосберегающие мероприятия, строит генерацию электрической и тепловой энергии с использованием источников возобновляемой энергии и сбросного энергопотенциала, понимая, что альтернативного пути нет у всего человечества.

Игорь Черкашин

Читайте в номере № 4 (37) травень 2011, журнал "Житлово-комунальне господарство України".



powered by CACKLE
© 2008-2012, Association «FEEI».